Государственной инспекцией труда в Московской области в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Государственной инспекции труда в Московской области Нелли Айзитулиной 13 февраля 2024 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Лабутиной Ольги Геннадьевны по вопросу порядка выдачи средств индивидуальной защиты, возвращенных работником при увольнении, которые не были использованы, к повторной выдаче вновь принятому работнику, а также о порядке формирования журнала регистрации повторного инструктажа по охране труда на рабочем месте в электронном виде с последующей его распечаткой для проведения повторного инструктажа на рабочем месте и заполнения с фиксацией подписей, доложено, что согласно пункту 75 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 766н «об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» в случае увольнения работника, средство индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук). Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ принимает работодатель. Кроме того сообщено, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 «о порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» – пункт 14 Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в 6 месяцев, – пункт 88 Порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем;
по обращению Коржова Владимира Федоровича по вопросу порядка соблюдения норм Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464, а также о порядке применения «Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающих средств», утверждённых Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 766н, «Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», утверждённых Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2021 года № 767н, доложено, что в силу статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 219 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
по обращению Сидоренко Сергея Борисовича по вопросу порядка внесения изменений в законодательство Российской Федерации об отмене учёта биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда в учреждениях здравоохранения и о порядке изменения системы оплаты труда с повременной на сдельную, с учётом выполнения функций врачебной должности в учреждении здравоохранения доложено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объёмов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации;
по обращению Орловой Розалии Борисовны по вопросу порядка соблюдения норм Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 доложено, что в соответствии с пунктом 4 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – Правила), обучение по охране труда работника осуществляется в ходе проведения обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда; стажировки на рабочем месте;
по обращению Захаркиной Диляры Вюленовны по вопросу порядка участия в Комиссии по проверке знаний требований охраны труда у работодателя, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим, представителя выборного профсоюзного органа, доложено, что абзацем 24 части 3 статьи 214 ТК РФ на работодателя возлагается обязательство разработки и утверждения локальных нормативных актов по охране труда с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. При этом стоит учитывать, что коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. То есть по совокупности законодательных обязательств включение представителей выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, в том числе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) обязательно, если это закреплено в локально-нормативном либо правовом акте работодателя;
по обращению Колесник Виктории Алексеевны по вопросу порядка исполнения обязанности работодателя о включении в трудовой договор условия о порядке ознакомления работника с выпиской из Реестра опасностей и рисков в области производственной безопасности, о порядке продления срока сокращения численности/штата работников работодателем, а также о порядке применения дисциплинарного взыскания к работнику в виде увольнения по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации доложено, что включение в трудовой договор условий о порядке ознакомления работника с выпиской из Реестра опасностей и рисков в области производственной безопасности не является обязательным требованием. Статья 57 ТК РФ не предусматривает включение в трудовой договор обязательным условием ознакомления работника с выпиской из Реестра опасностей и рисков в области производственной безопасности. В соответствии со статьей 180 ТК РФ «О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или плата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении». Трудовой кодекс не предусматривает продление срока ранее выданного уведомления о сокращении должности работника. В соответствии со статьей 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание считается снятым с работника по истечению одного года с момента его наложения, если в течение года со дня его применения работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Работник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности в течение одного года с даты привлечения к дисциплинарной ответственности (т. е. в течение года с момента издания приказа), Закон не предусматривает возможности продления указанного срока на период болезни работника или период оспаривания работником приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.