Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Москве в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Екатериной Соловьевой 3 июня 2022 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Арестовой Анастасии Дмитриевны по вопросу порядка подачи жалоб в антимонопольные органы при нарушении законодательства в сфере контрактной системы доложено, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) путем формирования и размещения в ней соответствующей информации. С учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2022 года, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при осуществлении закупки в электронной форме может быть подана исключительно в электронном виде с использованием функционала ЕИС. При этом подать жалобу через личный кабинет ЕИС может любой участник закупки, зарегистрированный в едином реестре участников закупок. Использование функционала электронного обжалования дает возможность управлять процессом как подачи, так и отзыва жалобы через личный кабинет участника. После того, как поданная жалоба отозвана, участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта контроля. Участник может подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, а также одну жалобу после внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию (если они вносились). Закупки свыше 20 млн. руб. обжаловать может только участник, обладающий соответствующей квалификацией;
по обращению Гусевой Лилии Сергеевны по вопросу проведения проверки по факту завышения цен на продовольственные товары в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: город Москва, улица Цюрупы, дом 7 (далее – магазин), доложено, что торговая сеть «Пятерочка» с 3 марта 2022 года присоединилась к запущенной ФАС России инициативе по ограничению розничными торговыми сетями торговых надбавок и взяла на себя добровольное обязательство по социально ответственному ценообразованию путем ограничения торговых надбавок до 5% на ряд реализуемых в городе Москве продовольственных товаров. В целях проверки соблюдения торговой сетью «Пятерочка» взятых на себя обязательств по социально ответственному ценообразованию Московским УФАС России в адрес ООО «Агроторг» был направлен запрос информации о предоставлении сведений о размерах закупочных и розничных цен на товары с ограниченными торговыми надбавками, реализуемые в магазине. По результатам проведенного анализа размеров закупочных и розничных цен на данные товары, не установлено, что применяемые в магазине размеры торговых надбавок на товары, в отношении которых ООО «Агроторг» приняты обязательства по социально ответственному установлению цен, превышают заявленное торговой сетью ограничение в 5%. Вместе с тем, Московским УФАС России в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу продовольственных товаров в границах города Москвы посредством образования торговой сети, антимонопольного законодательства проводится ежедневный мониторинг розничных цен на реализуемые ими товары, в том числе на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В случае выявления в действиях торговых организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства Московским УФАС России принимаются необходимые меры реагирования;
по обращению Заркуа Гурама Давидовича по вопросу требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд доложено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 2571 (далее – Постановление № 2571) определен перечень дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Положениями Постановления № 2571 не исключена возможность подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям путем представления опыта исполнения договоров гражданско-правового характера, вместе с тем определенные пункты позиций приложения, утвержденного Постановлением № 2571, предусматривают учет исключительно контрактов или договоров, которые были заключены в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Таким образом, организации, обладающие опытом исполнения гражданско-правовых договоров, могут принять участие в государственных и муниципальных закупках, в которых установлены дополнительные требования к участникам согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, но с обязательным соблюдением условий, изложенных в абзаце 4 подпункта «б» пункта 3 Постановления № 2571;
по обращению Машниковой Марии Максимовны по вопросу порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков доложено, что правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков). При проведении электронной процедуры заказчик формирует обращение, прилагает предусмотренные Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков документы с использованием ЕИС и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Обращение направляется автоматически с использованием ЕИС в орган контроля не позднее одного часа с момента его подписания. По информации, поступившей от Федерального казначейства, при разработке функционала возникли сложности, которые привели к тому, что в настоящее время направление сведений заказчиками по закупкам, размещенным в 2021 год и ранее, технически невозможно. С целью реализации обязанности заказчика по направлению в контролирующий орган обращения в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта или по факту уклонения победителя от заключения контракта, антимонопольный орган принял решение принимать к рассмотрению обращения, поданные иными способами. При этом Федеральным казначейством ведется работа, направленная на устранение вышеуказанных технических неполадок;
по обращению Оленина Тимофея Александровича по вопросу осуществления закупок у единственного поставщика доложено, что запрет на заключение антиконкурентных соглашений между заказчиком и участниками закупок установлен статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Закупочная деятельность заказчика регламентируется положением о закупках, которое закрепляет порядок и условия проведения закупочных процедур, включает в себя как конкурентные процедуры, так и неконкурентные процедуры, к которым в том числе относится закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Учитывая, что, правила статьи 17 Закона о защите конкуренции применяются исключительно к конкурентным видам закупок, закупка у единственного поставщика не может быть рассмотрена на предмет заключения антиконкурентного соглашения, что также указывается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». При этом в случае осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика в нарушение собственного положения о закупках, такие действия могут быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет заключения антиконкурентного соглашения;
по обращению Фролова Дмитрия Сергеевича по вопросу правомерности размещения рекламы алкоголя в сети Интернет доложено, что в ходе проведения проверочных мероприятий Московским УФАС России проведена работа, предусмотренная Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в рамках которой были сделаны запросы предполагаемым рекламодателям и рекламораспространителям спорной рекламы. После получения информации Московским УФАС России будет дана оценка о наличии либо об отсутствии нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе для принятия решения о мерах административного реагирования.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.