Центральным межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексеем Соколовым 20 марта 2024 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Глодова Дмитрия Анатольевича по вопросу переработки и хранения радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности федерального государственного унитарного предприятия (далее – ФГУП) доложено, что в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 25 июня 2015 года № 242, жидкие радиоактивные отходы перерабатываются на территории предприятия, затем собираются в отдельные емкости и отправляются в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности. В соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25 июня 2015 года № 243 сбор и сортировка твердых радиоактивных отходов (далее – ТРО) проводится в местах их образования отдельно от нерадиоактивных отходов. ТРО затариваются в сертифицированные транспортные контейнеры и отправляются в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности. В ФГУП отсутствуют хранилища радиоактивных отходов;
по обращению Доценко Александра Викторовича по вопросу организации и проведения проверочных мероприятий в области использования атомной энергии в отношении юридических лиц доложено, что организация и порядок проведения проверочных мероприятий осуществляется Ростехнадзором. Проверочные мероприятия юридических лиц и организаций разных форм собственности в области использования атомной энергии подразделяются на плановые, внеплановые и мероприятия проводимые в режиме постоянного государственного надзора. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Продолжительность проведения внеплановых проверок, не может превышать двадцать рабочих дней. Режим постоянного государственного контроля (надзора) вводится в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда житии или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) нет ограничений по количеству проведения контрольно-надзорных мероприятий;
по обращению Зинина Виктора Владимировича по вопросу вывода из эксплуатации радиационных объектов и обеспечение безопасности по окончании срока их эксплуатации доложено, что согласно требованиям Федерального закона № 170-ФЗ и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038–16), утвержденных приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. № 405, пунктам 1–25 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 мая 2014 года № 216 (НП-091–14), с учетом рекомендаций, указанных в РБ-160–19, РБ-159–19) решение о продлении срока эксплуатации или выводе радиационного объекта (источника излучения) их эксплуатации, а также выбор его варианта принимаются после комплексного обследования радиационного и технического состояния технологических систем и оборудования, строительных конструкций и прилегающей территории объекта. На радиационных объектах 1 категории не позднее, чем за 5 лет до назначенного срока окончания эксплуатации, должен быть разработан летальный проект вывода из эксплуатации всего объекта или отдельной его части, согласованный с органами государственного надзора за радиационной безопасностью. Для объектов 2 категории проект вывода из эксплуатации должен быть разработан не позднее, чем за 3 года до окончания срока эксплуатации, а для объектов 3 категории за 1 год. В проекте вывода радиационного объекта из эксплуатации должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности на различных этапах вывода его из эксплуатации: остановке, консервации, демонтаже, перепрофилировании, ликвидации или захоронении, а также при проведении ремонтных работ. Работы по выводу радиационного объекта из эксплуатации должны выполняться специально подготовленным персоналом объекта или персоналом других организаций, имеющих соответствующую лицензию;
по обращению Терехиной Антонины Михайловны по вопросу участия граждан и общественных организаций в формировании политики в области использования атомной энергии доложено, что права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан в области использования атомной энергии указаны в статьях 13, 14 Федерального закона № 170-ФЗ. Организации, в том числе общественные организации (объединения), граждане имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации. Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения. Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имею право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
по обращению Якубицкого Максима Юрьевича по вопросу критериев отнесения работ к радиационно-опасным работам при эксплуатации радиационных источников (далее – РВ) доложено, что в соответствии с пунктом 14 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038–16), критериями обеспечения безопасности при эксплуатации РИ являются: непревышение установленных доз облучения работников (персонала) и населения, непревышение нормативов предельно допустимых выбросов и допустимых сбросов радиоактивных веществ (далее – РВ) в окружающую среду. Допустимые пределы доз облучения работников (персонала) и населения для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая радиационные аварии, значения предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух и допустимых сбросов РВ в водные объекты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.