Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта в установленном порядке исполнены поручения, данные исполняющим обязанности начальника Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Вячеславом Гарковцом 21 марта 2023 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Бабченко Лилии Евгеньевны с просьбой разъяснить порядок обучения пилотированию самолета одновитального сухопутного и получения свидетельства частного пилота гражданской авиации доложено, что для обучения на самолет однодвигательный сухопутный и получения свидетельства частного пилота: вы должны соответствовать требованиям пункта 3.1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», для выполнения требований данного приказа вы должны пройти обучение на выбранный тип самолета в сертифицированном Авиационном учебном центре (далее – АУЦ). Перечень АУЦ, одобренных Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – Росавиация) для обучения перечислены на сайте Федерального агентства воздушного транспорта, после окончания обучения АУЦ выдает вам свидетельство установленного образца, для получения свидетельства частного пилота вам необходимо обратиться в Росавиацию или его территориальные органы, руководствуясь разделом III Постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 года №193 «Об утверждении правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотными гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации;
по обращению Гришиной Ирины Дмитриевны с просьбой дать разъяснения о нормативно-правовом регулировании обязательства разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта доложено, что 1 сентября 2022 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2022 года № 731 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1604» (далее – ПП РФ от 21.04.2022 г. № 731). Согласно пункту 3 данного постановления Правительства РФ, ранее разработанные в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1604 паспорта транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта (далее – Паспорт) подлежат аннулированию с одновременным утверждением аналогичных паспортов транспортной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями ПП РФ от 21.04.2022 г. № 731. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 августа 2020 года № 1157 «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам с соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», эксплуатанты авиации общего назначения, обязаны разработать и утвердить новые паспорта, в соответствии с требованиями ПП РФ от 21.04.2022 г. № 731, в отношении воздушных судов авиации общего назначения с максимальной взлётной массой более 495 кг. В соответствии с пунктом 3 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых ПП РФ от 21.04.2022 г. № 731, обязанность по разработке данных Паспортов не распространяется на физических лиц, являющихся владельцами воздушных судов с максимальной взлётной массой более 495 кг, и осуществляющих их эксплуатацию в целях авиации общего назначения без получения свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;
по обращению Дмитриева Андрея Сергеевича с просьбой дать разъяснения о порядке выдачи свидетельства авиационного персонала гражданской авиации доложено, что 1 марта 2023 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 1581 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 193» (далее – ПП РФ от 01.03.2023 г. № 1581), предусматривающее направление заявления на выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее – свидетельство) в орган по выдаче свидетельств в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), а оформление свидетельства и их направление (выдачу) заявителю в исключительно в форме выписки из базы данных свидетельств. Согласно пунктам 6 и 7 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) от 10 февраля 2014 года № 32 (далее – ФАП-32) и действующих на сегодняшний день, свидетельства изготовляется на бланке, на котором печатается информация, установленная ФАП-32 по форме, приведенной в приложении №1 к ФАП-32 и не устанавливает форму выписки из базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, соответствующую приложениям ПП РФ от 01.03.2023 г. № 1581. Таким образом, с учетом существующей правовой коллизии и отсутствия утвержденных федеральных авиационных правил к оформлению и форме выписки из базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации у Центрального МТУ Росавиации с 1 марта 2023 года отсутствуют правовые основания, позволяющие оказывать государственную услугу в соответствии с положениями ПП РФ от 01.03.2023 г. № 1581, о чем Росавиация неоднократно информировала Минтранс России. На сегодняшний день Минтранс России принимает исчерпывающие меры для решения данного вопроса. На основании вышеизложенного информируем, что Центральное МТУ Росавиации готова оказать государственную услугу по оформлению свидетельств после издания нормативных правовых актов, позволяющих оказывать государственную услугу в соответствии с законодательством;
по обращению Маясовой Дарьи Дмитриевны с просьбой дать разъяснения о порядке сдачи авиабилетов доложено, что авиакомпании в своей деятельности руководствуются нормами Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» и Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28 июля 2007 года № 82. Каких‑либо законодательных актов, регулирующих вопросы возмещения стоимости проезда пассажирам с учетом закрытия части аэропортов на юге и в центральных районах Российской Федерации Правительством Российской Федерации не принималось. Полеты воздушных судов гражданской авиации в 11 аэропортов юга и центральной части России не выполняются в связи с закрытием воздушного пространства в их районе решением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации сроком 24 февраля 2022 года до 01 апреля 2023 года (предварительно). У перевозчиков отсутствуют основания для признания отказа от поездки «вынужденным» в случае, если она запланирована на срок позже указанного. При отказе от поездки до получения информации о продлении запрета или возобновлении работы аэропортов, перевозчики такой отказ от поездки будут рассматривать как «добровольный» с возвратом провозной платы в соответствии с правилами и условиями тарифа, по которому была оплачена перевозка пассажира. Информационно сообщаем, что в соответствии с Положением, Росавиация не наделена полномочиями по принуждению авиакомпаний к возврату денежных средств, уплаченных в рамках договора воздушной перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком. Вопросы заключения и расторжения соглашений, а также комиссионных вознаграждений, выплачиваемых перевозчиками и тарифов агентств, занимающихся продажей авиаперевозок, находятся вне компетенции Росавиации. Вместе с тем при несогласии с решением авиакомпании по вопросу возврата провозной платы, пассажиры вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов;
по обращению Поленова Александра Николаевича с просьбой дать разъяснения о порядке мониторинга цен на авиабилеты доложено, что механизм ценообразования на пассажирские воздушные перевозки основывается на положениях законодательства Российской Федерации. В положениях статьи 64 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс) определено, что плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Частью 2 статьи 64 Воздушного кодекса установлено, что перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155 утверждены «Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее — Правила формирования тарифов), которые применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров. Пассажирский тариф – это денежная сумма за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа. Согласно пункту 11 Правил формирования тарифов, пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее – тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Тарифы, вышеперечисленные сборы и таксы устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно и подлежат обязательной регистрации, являются обязательными при оформлении билета и отказ от них невозможен. Воздушным законодательством предусмотрен механизм ценообразования на воздушные перевозки, основанный на установлении перевозчиком различной цены перевозки – ряда тарифов с различными уровнями и правилами их применения. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее – уровень тарифа) и (или) условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемым для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком. Основными факторами, влияющими на формирование тарифов на воздушные перевозки пассажиров, являются: цена на авиаГСМ, аэропортовые сборы, лизинговые платежи, оплата труда персонала, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, двигателей и агрегатов, сборы за аэронавигационное обслуживание. Ценовая политика, проводимая авиакомпаниями, характеризуется элементами динамического ценообразования, что заключается в дифференциации стоимости авиаперевозки в зависимости от даты вылета, дня недели, сезона, уровня загрузки воздушного судна по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса, объема реализованных авиабилетов на конкретный период времени (% занятости кресел). Также обращаем внимание, что спрос на пассажирские перевозки воздушным транспортом характеризуется ярко выраженной сезонностью. Перераспределение квот реализации билетов по различным тарифам, а именно путем увеличения в период большего спроса количества предлагаемых билетов по более высоким тарифам при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более низким тарифам отвечает мировой практике;
по обращению Седых Владимира Владимировича с просьбой дать разъяснения о порядке получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для согласования строительства и порядке согласования объекта строительства в пределах приаэропортной территории доложено, что Согласование размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов предусмотрено частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее — Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-Ф3З). В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении объектов для которых установлены нормируемые параметры шума. На основании пунктов 1 и 5.2 Положения о Росавиация, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации. В соответствии с соглашением Росавиации и Правительства Московской области, для согласования строительства (реконструкции, размещения) вышеуказанного объекта необходимо представить в адрес Управления заявление в установленной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области. На официальном сайте Росавиации размещены карты (схемы) приаэродромных территорий, границ полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации. Одновременно, во исполнение положений пункта 12 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, согласование размещения объектов при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд с 1 июля 2021 года не требуется.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.