Временно исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Николай Попов доложил о ходе исполнения поручения, данного Минприроды России 31 августа 2011 года по итогам работы в Кемеровской области мобильной приёмной Президента под руководством советника Президента Александра Бедрицкого.
Текст документа:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение о методике исчисления размера вреда окружающей среде, причинённого загрязнением атмосферного воздуха, и сообщает.
Проект методики, предназначенной для исчисления размера вреда, причинённого окружающей среде в связи с загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения и нарушением природоохранного законодательства, был разработан Минприроды России и направлен в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для практической оценки.
Проектом методики предусмотрено, что исчисление размера вреда, причинённого окружающей среде в связи с загрязнением атмосферного воздуха, осуществляется при выявлении в ходе государственного экологического контроля фактов нарушения физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха (в том числе сверхнормативных выбросов) в случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (или временно согласованных выбросов, если они установлены) в частности, при неиспользовании или использовании неисправных установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; при аварийных выбросах.
Утверждение методики исчисления размера вреда окружающей среде, причинённого загрязнением атмосферного воздуха, позволит реализовать принцип обязательности возмещения вреда, нанесённого окружающей среде выбросами вредных (загрязняющих) веществ в результате хозяйственной и иной деятельности и стимулировать юридических и физических лиц к соблюдению требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
По результатам рассмотрения проекта методики получен ряд замечаний и предложений, которые учтены при доработке проекта. Вместе с тем планируется дополнительная проработка и финансово-экономическое обоснование величин такс (нормативов затрат) и коэффициентов.
Следует отметить, что положениями статьи 32 Федерального закона от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что вред, причинённый окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объёме и в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объёме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды за счёт средств лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при отсутствии утверждённых в установленном порядке такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде вред, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности окружающей среде, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
При этом под упущенной выгодой в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ понимаются неполученные доходы, которые лицо, чьё право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Об утверждении методики исчисления размера вреда окружающей среде, причинённого загрязнением атмосферного воздуха, Министерство проинформирует Вас после её принятия.