Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова проинформировала о ходе исполнения поручения, данного по итогам работы в республике Саха (Якутия) 15 ноября 2011 года мобильной приёмной Президента во главе с помощником Президента Аркадием Дворковичем.
Поручение дано по обращению Слепцова Алексея Николаевича с жалобой на бездействие местных органов власти по обеспечению бесплатным питанием с учетом индивидуального состояния здоровья малолетних детей в Якутске.
Тексты документов:
В связи с обращением А.Н.Слепцова (Республика Саха (Якутия) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации провело сравнительный анализ законодательства субъектов Российской Федерации по обеспечению питанием малолетних детей с учетом индивидуального состояния здоровья и докладывает следующее.
Законодательства субъектов Российской Федерации по обеспечению-полноценным питанием детей в возрасте до трех лет разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания».
При этом, в 67 (80,7 %) субъектах Российской Федерации приняты законы и постановления высших органов исполнительной власти о социальной поддержке отдельных категорий граждан, об охране здоровья граждан в субъектах Российской Федерации, о поддержке семьи материнства, отцовства и детства, об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в которых предусмотрены нормы социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до трех лет по заключению врачей.
В настоящее время в 11 (13,2 %) субъектах Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, предусматривающие обеспечение полноценным питанием детей первого-второго года (Республики Северная Осетия-Алания и Чеченская, Алтайский и Красноярский края, Калининградская, Смоленская, Оренбургская, Новосибирская, Томская, Тамбовская и Тульская области).
В 5 (6,0 %) субъектах Российской Федерации (Сахалинская область, Приморский и Хабаровский края, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия) законодательные акты по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до трех лет не приняты и в настоящее время проводится работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, предусматривающих указанные нормы.
Ряд субъектов Российской Федерации выделяет денежные компенсационные выплаты семьям на приобретение продуктов детского питания (республики Коми и Мордовия, Еврейская автономная область, Амурская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Саратовская, Самарская, Сахалинская, Томская, Тульская, Тюменская, Ярославская области), что позволяет семьям самостоятельно определять выбор продуктов детского питания.
Десять субъектов Российской Федерации приняли нормативные правовые акты по передаче полномочий осуществления указанной функции на уровень органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (Ивановская, Калужская, Липецкая, Московская области, Республики Адыгея и Удмуртская, Ставропольский, Пермский, Красноярский, Забайкальский края).
В ряде субъектов Российской Федерации также реализуются и разрабатываются целевые программы, в которых предусмотрено оказание социальной поддержки семьям по обеспечению питанием детей в возрасте до трех лет (республики Карелия, Карачаево-Черкесская, Татарстан и Удмуртская, Пермский и Алтайский края, Чукотский автономный округ, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Новосибирская и Самарская области).
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что законодательства субъектов Российской Федерации не содержат норм по обеспечению питания детей адаптированными смесями для недоношенных детей.
Относительно обращения гражданина А.Н.Слепцова, проживающего в Республике Саха (Якутия), сообщаем следующее.
В Республике принят Закон от 25 января 2006 г. № 633-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиям по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет» и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2006 г. № 184 «О порядке реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельных государственных полномочий по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет».
По данным, представленным Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), выделяется более 500 млн. рублей для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет, воспитывающихся в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную на территории Республики.
Обращения гражданина А.Н.Слепцова вызваны тем, что для вскармливания ребенка врачами-неонатологами рекомендовалась смесь, которой не было в наличии в детской молочной кухне. Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) были приняты меры по предоставлению ребенку соответствующей смеси, в том числе в 2012 г. планируется внести изменения и дополнения в Закон от 25 января 2006 г. № 633-III с целью обеспечения нуждающихся детей в возрасте до трех лет полноценным питанием, включая расширение показаний для обеспечения питания детей гипоаллергенными смесями и смесями для недоношенных детей.
Минздравсоцразвития России сообщает, что в целях реализации статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873, Минздравсоцразвития России совместно с НИИ питания РАМН, Научным центром здоровья детей РАМН и ведущими специалистами осуществляется подготовка методических рекомендаций по рациональному питанию детей в возрасте до трех лет, в том числе недоношенных, которые будут внедрены в практику субъектов Российской Федерации.
В целях реализации статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством и разработать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение выполнения государственных полномочий по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет.
При этом, по мнению Минздравсоцразвития России и Минрегиона России, внесение изменений в действующее федеральное законодательство Российской Федерации не требуется.